1. Введение
Ребёнок может молчать — но его поведение изменится.
Он может не знать, что увиденное вредно. Может чувствовать вину. А может — просто бояться «лишиться телефона».
Важно не пропустить моменты, когда вы можете помочь.
2. Поведенческие признаки
Внезапная замкнутость, раздражительность
Частые фразы: «всё нормально», «отстань», «не твоё дело»
Потеря интереса к прежним увлечениям
Навязчивое стремление побыть одному
Боязнь показать экран, агрессия при вопросе: «что смотришь?»
3. Эмоциональные и телесные симптомы
- Ночные страхи, трудности с засыпанием
- Частые головные боли или боли в животе
- Резкие смены настроения
- Снижение аппетита или наоборот — переедание
- Жалобы на тревожные сны, «голоса», «страшные видео»
4. Почему подростки особенно уязвимы
Подросток:
- хочет казаться «взрослым»
- боится быть «смешным» в глазах сверстников
- уверен, что справится сам
- не считает нужным «жаловаться»
Но его психика — не защищена от шантажа, сексуализированного давления, цифрового насилия.
5. Когда реагировать сразу
если ребёнок:
- перестал есть/спать
- внезапно удалил все соцсети
- закрыл профиль, убрал аватарку
- боится выходить на улицу
- отказывается идти в школу
- говорит фразы вроде: «жить стало хуже», «мне страшно за семью»
Это может быть следствием цифрового давления или шантажа. Нужно действовать.
6. Как помогает StopPredators
StopPredators:
- фиксирует, что происходит на экране ребёнка — в режиме наблюдателя
- распознаёт текстовые сигналы: «покажи фото», «только между нами», «удали, и никто не узнает»
- реагирует на изображения 18+, угрозы, шантаж, токсичный контент
- даёт родителю возможность начать разговор вовремя
Уведомление приходит мгновенно — до того, как начнётся цепная реакция тревоги.
7. Что делать родителю: алгоритм
- Не обвиняйте. Скажите: «Я не злюсь. Я волнуюсь. Мне важно, чтобы ты был в безопасности».
- Не угрожайте лишением телефона.
- Спросите, что именно испугало или смутило.
- Дайте понять: он не виноват.
- Подчеркните: «Есть взрослые, которые пользуются доверием детей. Я поставил программу, чтобы мы их видели вовремя».
- При необходимости — обратитесь к школьному психологу.
8. Мнение психолога
Психолог-психотерапевт И. Лисина:
«Психика ребёнка не умеет “выгрузить” травму. Если он замкнулся — это уже реакция. Нужно создать условия, где он может рассказать. Не через допрос, а через поддержку».
9. Заключение
Вы не обязаны быть детективом. Но вы обязаны быть рядом.
StopPredators — это инструмент, который помогает быть вовремя, не допуская того, чтобы первый тревожный сигнал стал последним.
Заметили изменение? Спросите. Не нашли слов? Поддержите. Не бойтесь действовать.