Как говорить с ребёнком об интернет-опасностях без запугивания и давления

1. Введение

«Если ты откроешь это — тебя найдут и украдут!»
Такие фразы могут напугать ребёнка… но не научить.
Вместо того чтобы обращаться к вам при тревожной ситуации, он может промолчать из страха.
Поэтому важно не просто «поставить в известность», а выстроить диалог, в котором ребёнок чувствует уважение, безопасность и поддержку.


2. Почему разговоры работают лучше, чем страх

Дети склонны к эмоциональному и конкретному восприятию.
Если разговор — это допрос, угрозы или шок-контент, они:

  • блокируются психологически,
  • скрывают тревожные ситуации,
  • не запоминают алгоритмы поведения,
  • формируют чувство вины, а не осознанности.

3. Типичные ошибки родителей

Запугивание: «Если отправишь фото — оно навсегда останется в интернете»
Мораль: «Раньше такого не было. Вот мы…»
Угрозы: «Я заберу у тебя всё, если ещё раз это увижу»
Пассивная агрессия: «Я тебе доверял, а ты…»
Тотальный контроль: «Сдавай пароль и вообще забудь про телефон»


4. Как правильно: психология доверия

Ребёнку важно чувствовать:

  • открытость, а не осуждение
  • уважение, даже если он ошибся
  • реалистичность, а не катастрофизм
  • участие, а не дистанцию

Чем меньше страха в тоне — тем больше шансов, что в критический момент он придёт к вам, а не к Google.


5. Примеры формулировок

Как не стоитКак лучше сказать
«Там все маньяки»«В интернете, как и в жизни, бывают опасные люди — я помогу тебе их распознать»
«Ты ничего не соображаешь!»«Я понимаю, что это может казаться безобидным. Давай вместе подумаем, почему это может быть рискованно»
«Я всё буду проверять!»«Если что-то покажется странным — лучше обсудим вместе. Я на твоей стороне»
«Ты сам виноват»«Ты не виноват, если кто-то тебя обманул. Но теперь ты знаешь, как действовать»

6. Возрастной подход

6–9 лет

  • Используйте метафоры («интернет — как улица, где есть хорошие и плохие люди»)
  • Примеры из мультиков, сказок
  • Играйте в ситуации: «что ты сделаешь, если…»

10–13 лет

  • Сравнения с реальной жизнью
  • Обсуждение роликов, трендов
  • Ролевая смена: пусть ребёнок объяснит «младшему брату», как быть осторожным

14+

  • Уважительный тон: «Я не буду читать переписки, но хочу, чтобы ты знал: если что — я рядом»
  • Обсуждение реальных случаев
  • Совместный выбор решений (например, какие уведомления ставить, что блокировать)

7. Что делать, если ребёнок «закрыт»

  • Начните с себя: расскажите о случае, где вы ошиблись
  • Не давите, не настаивайте — предложите вернуться к разговору позже
  • Используйте программы как повод: «Я заметил, что на экране было вот это. Мне важно, чтобы ты был в безопасности»
  • Не оценивайте фразы типа «да всё нормально» как финал — это защита, а не ответ

8. Как помогает StopPredators

  • Не требует тотального контроля
  • Фиксирует тревожные сигналы (груминг, буллинг, NSFW)
  • Даст повод начать разговор: «Я не шпионю, но хочу разобраться — ты всё в порядке?»
  • Позволяет говорить на фактах, а не на подозрениях

9. Заключение

Доверие — это не отсутствие границ.
Это уважительный контакт, в котором ребёнок знает:

  • со мной можно говорить о любом страхе,
  • меня не обвинят и не унизят,
  • мне помогут, даже если я ошибся.

StopPredators — не про контроль.
Он про вовремя начать разговор. И спасти больше, чем просто экранное время.

Основные преступления против детей в интернете по статьям УК РФ. В неё включены: тип угрозы, соответствующая статья УК РФ, краткое описание и возможное наказание

Таблица: Преступления против детей в интернете и соответствующие статьи УК РФ №Тип преступленияСтатья УК РФОписаниеВозможное…

Читать дальше
Прокрутить вверх